15:52 

Берсерк: феминистическая рецепция. Итоги и игра в Вангу

Запасной аэродромчик
Scit quid perdit
Итак, манга за 20 с лишним лет создания прошла долгий путь. Кэнтаро Миура вырос как художник и, что еще важнее, вырос как сценарист, создатель истории.

На данный момент и протагонист, и антагонист манги зависли в своеобразной "точке равновесия".

Гриффит создал свою утопию, город-государство Фальконию, где люди будут обитать под его чутким руководством и защитой - а защищать их есть от кого: после Слияния Сфер в реальность поперли все фантазии, выдумки и ночные кошмары, какие только наплодило человечество. Архетип Антихриста, Темного Мессии, написан у него на лбу огненными буквами. Его андрогинная красота настолько открыточна и слащава, что почти возбуждает отвращение. Он тонкий лжец, манипулирующий доверием и любовью людей. Одни следуют за ним, ведомые любовью, другие подчиняются ему как рабы. Он одет в белый плащ и сверкающий доспех, и лишь когда последняя битва с Ганишкой скрыла его от всех людских взоров, он принял свой подлинный облик: черная, как смола, крылатая тварь, "помесь Бэтмена и дельтаплана".

Гаттс достиг предела в своем изгнанничестве и своих испытаниях. Он и его спутники окончательно покинули мир людей и тоже приближаются к конечной точке своих стремлений - эльфийскому острову. Напоследок, в очередной раз вынырнув из ниоткуда, Рыцарь-Череп оделил Гаттса очередным предсказанием: надежда исцелить Каску есть, но исцеленная Каска будет хотеть совсем не того, чего хочет Гаттс.

И хотя мы все любим Гаттса, и хотим, чтобы у него все было хорошо, это предсказание не может по своему не радовать: ведь Каска существует не для того, чтобы составить его (и чье бы то ни было) счастье, она сама по себе девочка, своя собственная.

Каска уже давно достигла предела объектности, которую предписывает женщине патриархатное общество: она действительно умственно неполноценный полуребенок, постоянно нуждающийся в опеке. Даже ее фигуру Миура рисует в последних томах как преувеличенно детскую - тонкие ручки и ножки, большая голова (впрочем, над эволюциями Каски по мере то возникновения, то исчезновения потребности в мускулах смеются многие фанаты). И здесь у Миуры получился очень важный месседж, который подтверждается дальнейшим развитием событий в арках "Потерянные дети" и "Возмездие": эта объектность - не "естественное" или "природное" свойство женщины, а результат истязаний и сексуального насилия, отвержения и холодности. В случае Каски Миура дает это читателю напрямую, в лоб, в "Потерянных детях" и "Возмездии" несколько более завуалированно, но неуклонно.

Хочется верить, что Миура Каску как персонажа все-таки не "похоронил", а временно положил спать, чтобы натренироваться на других женских персонажах изображать сильную женскую субъектную перспективу. А теперь немножко повангуем, что ждет Каску впереди.

Вполне возможно (и появление "лунного ребенка" на это намекает), что Каска захочет завязать с воительством и стать просто матерью, причем не в формате "верная супруга и добродетельная мать", а, возможно, вообще без мужчин, и без Гаттса в том числе. Его, конечно, будет жалко, но напоминаю: правильный женский персонаж обладает собственной субъектной перспективой, а не введен лишь затем, чтобы мужскому персонажу было об кого полечить свое эго.

Возможен и обратный вариант развития событий: Каска вспомнит, что с ней сделал Гриффит и воспылает местью, а Гаттс будет хотеть верную супругу и добродетельную мать и на этом получит облом. Лично я принадлежу к лагерю поклонников Каски-воительницы, и меня такой вариант событий как читателя устроит более чем.

Но как коллеге Миуры в плане рассказывания историй, мне он представлется структурно не лучшим, и вот почему: при таком раскладе опять получится, что Каска живет ради Гриффита. Ну, теперь уже ради мести, а не спасения или любви, но обое рябое: Гриффит получается опять центром ее мира. Много чести сукинсыну.

Добавим следующее: с исцелением Каски закончится "структурно женская" роль Гаттса в повествовании. Напоминаю: квест, в котором героиня должна истоптать семь пар железных башмаков и изглодать семь каменных хлебов, чтобы расколдовать возлюбленного - это в структуре волшебной сказки именно женский квест. И для Гаттса он сейчас основной, всякие структурно мужские поборания чудовищ для него всего лишь эпизоды. Ну просто так исторически сложилось, что на пути к Эльфхельму то поцоватые пираты, то морской бог, то макара какая на сушу вылезет и надо опять рубиться. Мешают вороги и под ногами путаются.

Но по окончании этого квеста и у Каски, и у Гаттса запускается новый цикл развития персонажа. Напоминаю: это архетипный цикл "сирота-странник-воин-мученик". Гаттс завершил цикл, когда победил Морского бога почти ценой своей жизни (и что у него теперь на фюзеляже значится бог - не случайность, ой, не случайность). Новый цикл, возможно, начнется с попытки "жить как люди". Но мы-то знаем, что изменения при Сопряжении сфер затронули весь мир, и в нем нет теперь безопасного уголка. Так что Гаттсу предстоит нелегкая и неблагодарная роль Мессии. Да к тому же всеми отверженного и гонимого - ведь его будут считать "ястребом Тьмы", слугой зла и хаоса из пророчества.


В связи с этим должны сыграть роль необычные обстоятельства рождения Гаттса. "Из чрева мертвой матери до срока был вырезан Макдуф, а не рожден". Вполне возможно, Гриффит получит какую-то магическую страховку от "любого человека, рожденного на свет", а тут такой облом.

Вполне возможно, что Мессия - не сам Гаттс, а Лунное дитя, мистический ребенок Гаттса и Каски и кровный брат Гриффита. Возможно, Гриффит как-то наложит на него лапу, и нашим героям придется отправлться в "родительский" квест.

Есть еще один момент, на основании которого я вангую участие Каски в активном приключалове. Ведьма Флора раздала героям магические артефакты, связанные со стихими огня и воздуха. Секиру, на которой был знак земли, она предложила Гаттсу, но тот ответил, что с Драконобоем ему удобнее. Так эта секира и лежит в корнях сгоревшего дерева Флоры. А между тем, земля - "женская" стихия, а секира - "женское" оружие (Луна, Артемида, амазонки, минойские царицы, средневековый женский рыцарский Орден Секиры). Думаю, она дожидается именно Каски.

В ходе дальнейших перипетий Гаттсу удастся покорить своего демона-пса. Нужно сказать, что пес в японской культуре имеет амбивалентную природу: с одной стороны, собака - "грязное" животное, которое жрет отбросы и отличается неудержимой похотью, с другой - это символ верности и самоотверженности, благодарности и служения. "Буду служить вам, как пес и конь" - формула вассальной присяги в Китае, перенятая японцами. "Корми кошку десять лет - она будет помнить один день. Корми собаку один день - она будет помнить десять лет", гласит японская пословица.

Сейчас "собачьи" аспекты распределены между Гаттсом и псом-демоном так: Гаттс несет в себе все позитивные аспекты "собачести", пес-демон все негативные. Проблема, однако, в том, что без этих отрицательных аспектов Гаттс не может: они помогают ему выживать в самых безнадежных ситуациях, буквально удерживать жизнь клыками за горло. И ему предстоит "интернализовать" этого демона, приручить собаку бешеную. Иначе он будет опасен для себя и других.

В этом ему, конечно же, помогут Силке и Фарнезе.

Фарнезе предстоит в полной мере развить свой магический дар и на равных схватиться с кем-нибудь из колдунов Гриффита. А также разобраться в своих отношениях с братом и Родериком Штауффеном. Она, конечно, влюблена в Гаттса (как и Силке), но тут все совершенно безнадежно, особенно с того момента, как они с Силке, паря в астрале, услышали, как Гаттс вслух назвал Каску своей женой.

Впрочем, есть один момент, который оставляет для Серпико и Фарнезе возможность быть вместе: в одной из глав матушка Фарнезе намекнула ее рату Манифико, что когда-то "отомстила" ее отцу за холодность. Вполне возможно, что эта месть заключалась в супружеской измене, и Фарнезе - не дочь Вандимиона. В этом случае она теряет свою ценность как супруга по расчету для Родерика Штауфена и получает возможности выйти за Серпико.

Родрика жалко, он, похоже, всерьез увлекся Фарнезе - но такой красавчик вряд ли долго будет гулять один. Вполне возможно, он приударит за Силке. Хотя с Миуры станется подарить ему героическую смерть (это же Миура!).

Соня - совершенно очевидный противник Силке в дальнейшем. Она называет себя "маленьким коршуном", а Силке - "лесной совушкой", еще раз подчеркивая "ночную" природу Гаттса и его спутников в противовес "светлой", дневной природе Гриффита. Противостояние будет нелегким, ведь Соне придется разочароваться в своем кумире. Возможно, она станет защищать свою картину мира даже ценой жизни Силке.

Наконец, Исма. Подозреваю, Миура ввел ее в повествование не только затем, чтобы обеспечить пейрингом юного Исидро. Смотрите, из четырех стихий три распределены между героями: Исидро связан с магией огня, Серпико с магией воздуха, землю я выше вангую как предназначенную Каске. Осталась вода. На протяжении всей манги после Затмения вода проявляла себя как стихия враждебная и злая. Из воды лезет всякая нечисть вроде кэльпи, макар и людей-крокодилов; водой повелевает злой маг Дайба. Вода нуждается в "очищении" и "укрощении". Исма, получеловек-полурусалка, в равной степени принадлежит земле и воде. Она овладела своим волшебным русалочьим оружием - голосом. Видимо, она в "квартете стихий" будет представлять воду.

И тут я перестаю играть в Вангу и напоследок скажу еще вот что. Пост-зетменческий "Берсерк" вызывает многие нарекания тем, что Гаттс там все больше и больше очеловечивается. Обычно это формулируют как "Гаттс завел детский сад". При том, что Гаттс нисколько не стал драться меньше, и драки нимало не потеряли в зрелищности и эпичности (по мне так их даже слишком много, они тормозят сюжет - например, капитана Шаркрайдера вполне хватило бы убить один раз) - у поклонников арки "Золотой век" все равно складывается впечатление, что драк мало.

Так вот, с моей точки зрения, это впечатление связано именно с появлением множества женских- персонажей со своей субъектной перспективой. Гаттс по-прежнему лихо дерется, но манга в целом перестала быть "дракоцентричной". Миура заговорил как гуманист, утверждающий общечеловеческие ценности: несмотр на всю крутизну и лихость Гаттса, он уже много раз пропал бы, если бы не верные друзья, "накама", которые прикрывают ему спину, лечат и не дают сорваться в кровавое безумие, когда пес-демон берет верх. Дружба, любовь, самоотверженность, верность - вот сила, которой побеждают герои после Затмения. Тщеславие, гордыня, подлость, предательство могут сделать Гриффита на время князем мира сего - но берегись, красавчик. Черный Пес идет за тобой.

@темы: Берсерк

URL
Комментарии
2014-03-26 в 17:56 

Медичка Шани
Номер Один. Догнат.
Спасибо! Прочитала "итоговую" часть с огромным удовольствием, со многими пронзаниями согласна. Отличный получился разбор!

2014-04-10 в 05:20 

Laora
Милосердие выше справедливости (с)
Блестяще :heart:
Спасибо большое за разбор и финальное "вангование", о многом заставило задуматься.

2014-04-14 в 13:56 

Barenzia
Замечательный разбор!
чтобы натренироваться на других женских персонажах изображать сильную женскую субъектную перспективу
Думаю, на Люке Миура отточил умение в полной мере - самый сильный женский персонаж в Берсерке, я считаю.
как они с Силке, паря в астрале, услышали, как Гаттс вслух назвал Каску своей женой.
Их же выбросило в собственные тела на самом интересном месте, и ни они, ни читатель так и не узнали конца фразы :hmm:

2014-04-14 в 15:18 

Запасной аэродромчик
Scit quid perdit
Ну а что он еще мог сказать?

URL
2014-04-14 в 21:47 

Barenzia
Ну а что он еще мог сказать?
да что угодно - от боевой подруги до просто близкой знакомой. Он явно замялся и задумался перед тем, как ответить.
Скорее всего он ушёл от ответа и ответил обтекаемо, чтобы не мучили дальнейшими расспросами, я считаю)
Кстати, совершенно не помню в американской лицензии этот момент:
в одной из глав матушка Фарнезе намекнула ее рату Манифико, что когда-то "отомстила" ее отцу за холодность. Вполне возможно, что эта месть заключалась в супружеской измене, и Фарнезе - не дочь Вандимиона.
это в районе 30-го тома, на балу Вандимионов?

2014-04-15 в 00:44 

Запасной аэродромчик
Scit quid perdit
да что угодно - от боевой подруги до просто близкой знакомой. Он явно замялся и задумался перед тем, как ответить.

Зачем же мяться перед тем, как ответить "боевая подруга"?

это в районе 30-го тома, на балу Вандимионов?

Перед балом, когда Фарнезе и Манифико встречались с матерью в саду.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Логово украинского железнобрюха

главная