Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
02:27 

Дао драматургии в приложении к ОЭ, часть 6, последняя

Запасной аэродромчик
Scit quid perdit
Когда Веру Викторовну спросили насчет идеи ее произведения, она разразилась длинной цитатой из Фазиля Искандера про "как писать частицу "не" в нашей солнечной стране". Этим она, видимо, хотела сказать, что только плохой текст, подобный глупым стишкам Акакия Македоновича, содержит в себе ярко выраженную идею и написан с определенной целью.

Но чем дальше, тем больше идея все-таки перла из ее текста, причем уже была не имплицитно, прикровенно в нем выражена, а прыгала в глаза читателю в лучших традициях Акакия Македоновича: Не красиво, а ужасно захватывать дома своих сюзеренов и резать беременных женщин! Не красиво, а ужасно трахаться с ментором своих детей и травить мужа, чтоб тот ничего не заподозрил! Плохих мальчиков съедят Изначальные Твари в Лабиринте, плохих девочек посадят на кол, набьют порохом живот и подзорвут!

Я уж не буду цитировать Коалу в очередной раз и сообщать, что хочешь ты того или нет - а ты напишешь то, что думаешь. Я просто задамся вопросом, как Вера Викторовна дошла до жизни такой - и отвечу на него.

Начну с признания: если до сих пор все, что я писала, я б-м знала и до того, как конкретно ударилась в теорию драмы, то вот этот момент, о котором я ниже напишу, стал для меня полным откровением и заставил пересмотреть, в первую очередь, свой собственный подход к творчеству. Прежде я совершенно не думала о значении сеттинга для выражения идеи. Мне казалось, что сеттинг вторичен, что это как декорации - ну, поставил Куросава "Короля Лира" и "Идиота" в кимоно - так месседж же в принципе не изменился.

Для меня стало откровением, что Сеттинг истории имеет четыре измерения - период, длительность, локация и уровень конфликта (Р. Макки)

До того как я занялась драматургией, я считала сеттингом только локацию. И даже когда говорила о хронотопе - то имела в виду только локацию, период и длительность.

Период – это место истории во времени.
Длительность – это продолжительность истории во времени.
Локация – это место истории в пространстве.
Уровень конфликта – это положение истории в иерархии социальных битв.


Вот о том, что уровень конфликта связан с сеттингом, я не догадывалась ни разу. И когда Макки раскрыл мне глаза, я ощутила потрясение, близкое к религиозному. А вот что имеет непосредственное отношение к нашему разговору:

читать дальше

КАМША ПЛОХО ПРОДУМАЛА СЕТТИНГ. Она явно села писать, еще не имея представления о том, сколько километров отделяет Надор от Агариса и как именно Ричарда учили фехтованию (сколько весит трехфунтовая пушка, она так и не удосужилась узнать, хе-хе).

Блаженный Иоанн Рональд Рагуил Толкиен, молись о всех грешниках, которые взяли за образец твой развесистый сеттинг с историей, уходящей в прошлое на семь тысяч лет, и забыли, что ты работал над ним полвека. Молись, им крепко нужны твои молитвы.

Паки же молись о тех, кто, придумывая сеттинг, не сумел отделить нужное от лишнего.

Вот, почему ОЭ были обречены с самого начала скатиться в то, во что они скатились сейчас. Сеттинг, разлапистый, но плохо продуманный сеттинг, который автор разрабатывает по принципу "як не з'їм, то понадкусюю" - поэтому вместо небольшого, но хорошо продуманного набора локаций и персонажей, мы имеем овердохера тех и других, но продуманных плохо. А почему так сложилось? А потому что в отсутствие идеи Камша не могла решить, что ей нужно для истории, а что - лишнее.

В конце концов идея-то взяла свое. Из подсознания Веры Викторовны выползло это прелестное "человек - ничто, Талиг - все". Но прежде чем оно выродилось в тяжких муках, на свет были произведены то ли шесть, то ли семь томов.

Идея-то, прямо скажем, не фонтан, но если бы ВВК с самого начала работы над романом ее сформулировала и начала обдумывать, что для этой идеи ей нужно, а что - лишнее книга вышла бы намного стройнее и мускулистее.

Не идея диктует сеттинг - но идея помогает автору определить, что в нем лишнее, отбросить это лишнее, сосредоточиться на главном и как следует это главное проработать. Взявшись за книгу без четко сформулированной идеи, Камша была обречена громоздить перипетии друг на друга, не очень-то вдумываясь в их смысл.

Впрочем, с идеей "Человек - ничто" она все равно написала бы зомби-апокалипсис. Но хоть не такой утомительный.

Хау. Я все сказал.

URL
Комментарии
2012-11-05 в 09:57 

Siore
это прекрасно, ящетаю :)
:vo:
Отлично сказано, сразу становится ясно, что к чему :)
Это я обо всех шести частях, собственно :)

2012-11-05 в 11:14 

Маша Соколова
Сеттинг, разлапистый, но плохо продуманный сеттинг, который автор разратаиывае - надо думать тут "развертывает"? или "разворачивает"?
А за все шесть частей разбора полетов - спасибо! И за все предыдущии тоже. Как такое вышло у Веры Викторовны, что лично мне интереснее читать вот такие "разборы полетов" чем сам "исходный материал" - текст книги? Но получилось почти что как у Жванецкого - "Может нас для примера держат? Показывают пальцем и говорят: Смотрите, дети, так жить нельзя".

2012-11-05 в 11:28 

nolofinve
І до віків благенька приналежність переростає в сяйво голубе. Прямим проломом пам'яті в безмежність уже аж звідти згадуєш себе (с)
Честно говоря, цикл так и не дочитал, ибо со второго тома запутался в мотивациях действий персонажей, а вернее, в отсутствии оных. Надеюсь, никого не обижу, если скажу, что написано скучно.)

2012-11-05 в 11:51 

Siore
это прекрасно, ящетаю :)
лично мне интереснее читать вот такие "разборы полетов" чем сам "исходный материал" - текст книги?
Маша Соколова, А четкое логичное изложение всегда читать интереснее, чем невнятную мистику, унылое самокопание персонажей и не менее унылую, явно недопонятую самим автором боевку :)

2012-11-05 в 14:40 

Estell Greydaw
Эстель Грэйдо
Всё так и есть.
И пусть мне многие пищущие говорят, что писателю знать литанализ не обязательно, а некоторые даже говорят - что вредно - я, как Станиславский, всякий раз буду кричать: "Не верю!!!"
Нужен, необходим. Потому что когда знаешь, _как_ оно должно работать, не сможешь написать *уйню.
У меня на компе лежит туева хуча эпизодов, которые никогда не войдут обратно туда, откуда они были вырезаны. Потому что они не стыкуются, потому что они лишние, потому что они противоречат сеттингу или просто не вяжутся с ним. Потому что в них герои ведут себя не так, как должны в силу своих характеров, социального положения, сложившейся ситуации.
Я это не удаляю, чтобы знать - как не следует делать.
Хотя там есть и весьма "вкусные" эпизоды сами по себе - но они чужды тексту.
Камшу я могу понять - жалко убирать "вкусные" эпизоды, вот она и лепит их так-сяк, абы держалось. Но это в корне неверный подход.

2012-11-05 в 14:47 

Moraine
Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Она, ИМХО, не только плохо продумала. Она изначально создавала его под другие цели, более камерные. А когда сюжет пошел вразброд и пришлось судорожно додумывать локации, в которых он изначально не нуждался, все рухнуло окончательно.

2012-11-05 в 14:50 

Запасной аэродромчик
Scit quid perdit
Ну вот и надо было держаться этих целей, хотя бы они все сводились к тому, чтобы обшликать со всех сторон "обаятельного убийцу" Алву.

URL
2012-11-05 в 14:53 

Moraine
Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Запасной аэродромчик,
Тут полностью согласна.

2012-11-05 в 14:56 

Маша Соколова
Читатели требовали подлиннее и поинтереснее, а получилось понуднее и поводянистее. Если уж хотелось потягаться с тем же ПЛиО - так и делала бы как следует, а не как придется.

2012-11-05 в 15:54 

Йера Не-Закат
и дорога - протянулась от слова до знака.
2012-11-05 в 18:23 

Разбор отменный. А нельзя такой же разбор на тему - а чем Камша все-таки хороша?

2012-11-05 в 19:17 

рокэалвалюб
за что народ Алву, Дика и компанию любит?

2012-11-06 в 00:41 

Irbis_Essel
Я настолько нелогична, что конь, стул, двадцать восемь.
Спасибо большое за разбор ) Было и интересно, и познавательно, особенно в части упорядочивая своих впечатлений ))
поэтому вместо небольшого, но хорошо продуманного набора локаций и персонажей, мы имеем овердохера тех и других, но продуманных плохо.
Вот, да. Я сейчас точно не помню, на которой книге я бросила, то ли третей, то ли пятой (путается в голове количество книг и томов), но помню, что убило меня именно это ощущение избыточности. Много каких-то кусков, которые совершенно непонятно, зачем нужны, кроме как посмаковать моментик. Да и то как-то не вкусно =\ И при этом книг все больше и больше и больше... В общем, решила время на эту воду не тратить )

2012-11-06 в 01:48 

Bacca.
Рано или поздно, так или иначе
рокэалвалюб, а какую еще компанию?

2012-11-06 в 13:57 

рокэалвалюб
Юг (Валмоны-Савиньяки), ВМФ, Дорака, Альдо, персонажей ТБ, Ханриха, Матильду, варастийцев и окрестности(Кагета, Гайифа). Дриксенцев.

2012-11-06 в 16:51 

Bacca.
Рано или поздно, так или иначе
я эту компанию не люблю))

2012-11-08 в 09:34 

Nerwende
Спасибо большое!
поэтому вместо небольшого, но хорошо продуманного набора локаций и персонажей, мы имеем овердохера тех и других, но продуманных плохо.
До этого я недавно сама додумалась и полностью солидарна. Дело даже не столько в том, что они плохо продуманы, дело в том, что они утянули изначальный сюжет черт-те куда и, заигравшись с ними, Камша оставила провисшими еще овердофига сюжетных линий, чем было в начале.
А по поводу конфликтов и разрывов - еще раз большое человеческое спасибо, теперь до штирлица дошло, почему от тех персонажей, которые поначалу были моему сердцу так милы, я сейчас испытываю огромное недоумение.
Конфликт Матильда-Робер, где Матильда хочет напомнить Роберу о прекрасной ночи, проведенной с ним, а Робер хочет Матильду пятый год, но стесняется, слит подчистую, никак не разрешен, а я из-за этого, как идиотка, еще чего-то жду.
Кофликт Вальдес-Кальдмеер и того хуже. Кальдмеер хочет правосудия и омандовать флотом, Вальдес хочет, чтобы Олаф остался в Хексберг, а в итоге... я даже затрудняюсь охарактеризовать то, что мы имеем в итоге Оо

2012-12-13 в 18:31 

Ариеннн
Запасной аэродромчик
Ольга, большое спасибо за разбор!
Я уже книги со 3й чувствовала, что ВК понесло не в ту степь, а на 5й вроде бросила - или это была 6я? чёрт, как запомнить, если сюжет не двигается, а конфликты не решаются? :gigi:
Вы очень здорово разложили всё по полочкам.
Теперь понимаю причины своей внутренней неудовлетворённости и мучений при попытках разгрызть этот кактус.

2012-12-19 в 08:54 

Зайчик знает всё
О, очень интересно! И почему я, начинающий, конечно, но филолог, под таким углом вообще не смотрела?

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Логово украинского железнобрюха

главная