01:27 

Дао драматургии в приложении к ОЭ, часть 4

Запасной аэродромчик
Scit quid perdit
Понятно, что идея "сиди на попе ровно", несмотря на популярность ее в народе - мягко говоря, не та идея, с которой можно развивать сюжет эпик фэнтези.

Кроме того, разрыв далеко не всегда можно представлять читателю в самом начале книги. Ведь чтобы читатель ощутил разрыв между ожидаемым и происшедшим, он должен выработать свои представления об ожидаемом. В данном случае - понять, что такое "нормальная жизнь" для героя. Вкурившись в нормальную жизнь, аудитория острее ощутит разрыв, когда ее течение будет нарушено.

Но как сделать так, чтобы аудитория не уснула, убаюканная ходом нормальной жизни? Любой небездарный писатель понимает: нужен дополнительный сюжет, побочный минисюжет, который будет удерживать интерес читателя, пока основной сюжет "подтормаживает".

В первом томе ОЭ этими сюжетами являются:

- загадка Сузы-Музы;
- загадка смерти Паоло и Германа;
- загадка призрачного шествия;
- загадка гибели Мупы;
- загадка убийства гоганского переводчика;
- загадка покушений на Дика;
- загадка смерти Джастина Придда.

Все эти сюжетные ходы позаимствованы из детектива, поэтому обратимся на время к детективному жанру и посмотрим, что для него характерно.

Начнем с очевидного: детектив - это преступление. Чаще всего - убийство. И именно для детектива характерно правило "Сюжет создает злодей" - согласно каноном детектива, именно он должен сделать первый шаг, нарушив течение жизни героев тем, что кого-то жизни лишил.

Затем идет расследование. Оно начинается с расспросов свидетелей о том, кто где был и что делал в момент совершения преступления. Понятно, что убийца будет лгать и понятно, что его ложь станет очевидной, когда все будут должным образом расспрошены, а все улики - найдены. Затем следует исключение тех, кто преступления совершить не мог. Затем - провокация: сузив круг подозреваемых, детектив подбрасывает им нечто, что заставит убийцу сделать шаг и выдать себя. Иногда на этом детектив заканчивается: убийца себя выдает и возмездие торжествует. Но этот ход приелся еще во времена Конан Дойля, и в наши дни, как правило, провокация не приводит к разоблачению преступника: вместо этого обнаруживается ложный преступник, который не убивал, но совершил другой, менее значительный, проступок и, покрывая себя (или другого) лгал и вел себя подозрительно. Детектив возвращается к началу и обнаруживает истинного убийцу, как правило, среди тех, кого ошибочно исключил в первом раунде.
Чем заканчивается детектив? Возвращением вселенной на круги своя. Детектив утверждает как ценности закон, порядок и стабильность. Орудием же достижения этих ценностей становится интеллект детектива - поэтому интеллект тоже утверждается как позитивная ценность.

А поскольку в детективе как позитивные ценности утверждаются интеллект, закон, порядок и стабильность, мир детектива в принципе рационален и познаваем. Поэтому канон детектива требует, чтобы убийцей не был , например, случайный сумасшедший, пробегавший мимо. Даже если убийца псих-маньяк, его мания должна быть в конечном счете постижима, познаваема.

Наличие мистических сущностей нисколько не портит картины: в авторской фантазии даже мистические сущности способны вести себя рациональным познаваемым образом. В серии "Досье Дрездена" герой расследует преступления вампиров, оборотней, призраков, эльфов и демонов - но его мир по-прежнему остается рациональным и постижимым миром детектива: у убийцы есть мотив, возможность и орудие. Причем канон детектива требует указать на все это в тексте, дать аудитории ровно столько же информации, сколько дано сыщику.

Переводя все это в реалии мира Этерны - если кто-то убил Паоло и отца Германа, то он это сделал зачем-то, в какой-то конкретный промежуток времени и чем-то материальным: ножом, пулей, палкой, ядом. Знакомый с каноном детектива читатель начинает искать мотив, возможности, улики... и не находит. В обилии разбросанные по тексту детали не говорят ничего либо уводят на ложный след. Арамона? Но где мотив, черт побери? Шабли? тот же вопрос. НЁХ? Но по канонам детектива даже НЁХ должна иметь мотив и возможность.

Прежде чем до читателя наконец-то доходит, что с ним и не собирались играть по правилам детектива, успевает продвинуться основная сюжетная линия, после чего Камша благополучно оставляет висящие концы до следующего момента, когда ей снова потребуется мини-сюжет, чтобы подпереть провисающее основное действие.

@темы: ОЭ

URL
Комментарии
2012-11-03 в 11:09 

Шолль
Odi et amo. Quare id faciam?
Чем заканчивается детектив? Возвращением вселенной на круги своя. Детектив утверждает как ценности закон, порядок и стабильность. Орудием же достижения этих ценностей становится интеллект детектива - поэтому интеллект тоже утверждается как позитивная ценность.

А тут автора поджидает маааленькая фигня: как утверждать закон, порядок и стабильность в мире, который по заданным условиям обречен и разваливается? :D

Прежде чем до читателя наконец-то доходит, что с ним и не собирались играть по правилам детектива, успевает продвинуться основная сюжетная линия, после чего Камша благополучно оставляет висящие концы до следующего момента, когда ей снова потребуется мини-сюжет, чтобы подпереть провисающее основное действие.

Угу. И потом точно так же его и бросает за ненадобностью. И еще такой момент: детектив иллюстрирует идею о рациональности и познаваемости мира. Мы же наблюдаем, что от героев раз за разом требуется не умение рационально мыслить или действовать, а слепо идти за тем, кого автор считает правильным и достойным, отметая на пути все моральные нормы, если они противоречат поступкам образу правильного и достойного.
Как в анекдоте: "Ты же у меня такая умная, придумай сама, почему".

2012-11-03 в 12:03 

Draccy
"Я приду целоваться в 8 часов. Если я опоздаю - начинай без меня!" (с: из переводов Феи Флаббергасты)
Прежде чем до читателя наконец-то доходит, что с ним и не собирались играть по правилам детектива, успевает продвинуться основная сюжетная линия, после чего Камша благополучно оставляет висящие концы до следующего момента, когда ей снова потребуется мини-сюжет, чтобы подпереть провисающее основное действие.
Самое забавное, что именно эти висящие концы и поддерживают интерес к эпопее. У каждого читателя есть своя любимая незавершенная линия, и они ждут, чем же все-таки там дело кончится. А основной сюжет?.. Ну, идет себе. :)

2012-11-03 в 12:14 

Запасной аэродромчик
Scit quid perdit
А тут автора поджидает маааленькая фигня: как утверждать закон, порядок и стабильность в мире, который по заданным условиям обречен и разваливается?

УГУ, УГУ :)

URL
2012-11-03 в 14:26 

Амелия Б.
Запасной аэродромчик, спасибо. Понятно, что меня грызло. Плюс ко всему, барочная и классицистическая культура, которую нам пытается нарисовать ВВК как раз нацелены на рационализм, обуздание хаоса и всевозможной нииипеческой мистической хрени. «Фигня война, раз гармонии нет на небесах и мир место паршивое, мы сделаем его пригодным для жизни, а гармонию создадим своими руками». Но любая попытка организовать гармоничное пространство и поступать рационально заканчивается бедой. Потому что автор требует от своих героев не каких либо действий на изменение своей жизни, она это сурово осуждает, и даже не осмысления. Она требует именно что слепой веры и не рассуждения, и никакой спущенный сверху факт не подвергается сомнению. При этом, в ее мире нельзя верить никому, потому как даже самые дорогие люди обманут и морально раздавят за саму возможность доверия.

2012-11-03 в 18:03 

Нель
Draccy,
Самое забавное, что именно эти висящие концы и поддерживают интерес к эпопее. У каждого читателя есть своя любимая незавершенная линия, и они ждут, чем же все-таки там дело кончится. А основной сюжет?.
Правильно. Львиная доля обсуждений ОЭ приходится на разгадывание загадок. Плюс новые загадки для подогрева интереса подбрасываются - кто убил Гамбрина, что за "проклятье рода Приддов". Или бессмысленное и беспощадное вычисление списка "16+1".

2012-11-03 в 19:10 

Ин-Йин
Я запрещаю тебе отрекаться от себя
Что-то мне кажется, что там загадки сочиняются для создания антуража полной непознаваемости окружающего мира.
Скажем, на "кто убил Гамбрина?" персонажи, похоже, забили))

2012-11-03 в 19:33 

Draccy
"Я приду целоваться в 8 часов. Если я опоздаю - начинай без меня!" (с: из переводов Феи Флаббергасты)
Нель, Или бессмысленное и беспощадное вычисление списка "16+1".
Самое забавное в нем, что оно действительно бессмысленное. Все уже давно знают, что Камша запросто все поменяет и всех кинет, если ей понадобится очередную дырку в сюжете латать.

2012-11-03 в 22:29 

Harvester Of Sorrow
Все говорят, что правды нет в ногах, но правды нет и выше...
если кто-то убил Паоло и отца Германа, то он это сделал зачем-то, в какой-то конкретный промежуток времени и чем-то материальным: ножом, пулей, палкой, ядом.
Так ведь и не факт, что убил (напоминая принцип "не видел труп - не считай мертвым"). Исчезли - из этого можно что угодно строить...

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Логово украинского железнобрюха

главная