Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
19:03 

Дао драматургии в приложении к ОЭ, часть 3

Запасной аэродромчик
Scit quid perdit
Тут автор или его поклонники могут встать в позу и заявить, что непревращение пассивных героев в акторов - это такой разрыв шаблона, плевок в лицо закостеневшим канонам драматургии и тыр пыр. На это господин дракон велел сказать, что превращение цикла в УГ в таком случае - месть беспощадного Логоса, ибо обходить в лавировочку законы драмы может только тот, кто научился им следовать - как ходить бейдевинд может только тот, кто научился ходить фордевинд и бакштаг.

Но факт остается фактом: несмотря на сползание цикла в УГ, у него есть определенное количество стойких поклонников, которые считают, что так и надо, и даже умудряются получать некоторое наслаждение от прочитанного. Сейчас мы разъясним и эту сову.

Итак, мы выяснили, что для успешного начала действия нужен разрыв, и что этот разрыв может совершаться как вследствие движений самого актора, так и вследствие случая или враждебной воли. Вернемся к нашему Ване, который не смог открыть дверь ключом. Допустим, что Ване мешает злая воля вора, который заклинил замок изнутри, и потихоньку выносит Ванину квартиру. Ваня теряет терпение, высаживает дверь ногой или домкратом (он у нас сильный малый), и застает вора за его черным делом: тот на веревке спускает с балкона сообщнику Ванин импортный телевизор.

Как называется такая ситуация в литературе и в жизни? Правильно, КОНФЛИКТ. Только в жизни этим словом обозначают обычно ссору и мордобой, а в литературе - противостояние и столкновение.

Ваня только что хотел попасть домой - и его желание наконец удовлетворено. Но он видит вора, и начинается новый конфликт: Ваня хочет сохранить свою собственность, вор - отобрать ее у Вани.

Ваня по пьяной лавочке перепутал дома, не смог открыть дверь, вынес ее опять же ногой, вошел в квартиру и обомлел, увидев чужую мебель. Ваня осознал свою ошибку. Бежать? Или остаться, объясниться с хозяином, заплатить за выбитую дверь? Ваня принимает решение поступить как порядочный человек: он ждет и ждет, а хозяина все нет и нет... Искушение оставить деньги и малодушно удрать усиливается, в борьбе с искушением воля Вани крепчает... Внутренний конфликт Вани - чем он продиктован? Желанием Вани попасть все-таки домой. И одновременно - желанием Вани поступить как порядочный человек. Ваня против Вани, одно желание против другого. Тут наконец появляется обитатель квартиры, его изумление переходит в гнев... Конфликт выходит на новый уровень.

Ваня ломится-таки к себе домой, но дверь тупо заклинило, а Ване смертельно нужно в туалет. На этот раз у нас конфликт "Ваня против природы" - воля и мускульная сила Вани против крепости дерева и металла. Ваня в отчаянии вышибает дверь ногой - ура, Ваня победил! Он удовлетворяет свое страстное желание, но, удовлетворив его, понимает, что теперь должен или посвятить оставшийся день починке двери или так и жить с дверью нараспашку. Ваня засучивает рукава, достает из кладовки инструменты и, преодолевая усталость, чинит дверь. Конфликт "Ваня против природы" вышел на новый уровень: Ваня только что выступал как сила разрушительная, а теперь - как сила созидательная.

Ваня ломится домой, но у него не хватает сил высадить замок. Соседа дома нет, через балкон не перейдешь, слесарь завершил рабочий день и ушел бухать, и вообще на сегодня чаша терпения Вани переполнена: утром у него из-под самого носа ушел трамвай, за опоздание его выругали на работе и лишили премии, на подходе к дому его обрызгала проезжающая машина, да и вообще дома его никто не ждет, его жизнь пуста и бессмысленна. Ваня в отчаянии бросается в лестничный пролет.

Вкратце, конспективненько, скажу, что конфликты подразделяются на: человек против самого себя, человек против человека, человек против общества, человек против природы, человек против Судьбы (Бога, кармы, др. пр. высших сил). Только что мы проиллюстрировали, как одну и ту же ситуацию (Ваня против закрытой двери) можно развить в любой из перечисленных.

Все конфликты без исключения происходят от того, что персонаж чего-то желает. В нашем случае Ваня желает попасть домой. Острота конфликта напрямую зависит от силы желания персонажа. Да, господа, не от важности предмета его вожделения с т. з. социума или аудитории, а от силы желания самого персонажа. Если персонажу "не очень-то и хотелось", то конфликт не очень-то и разовьется, соответственно, действие выйдет не очень-то и напряженным.

Давайте же зададимся вопросом, чего желают ведущие персонажи ОЭ на момент начала действия.

Робер желает вести жизнь, подобающую талигойскому герцогу.
Дик желает вырваться из-под маминой опеки, и чтоб его принимали всерьез. И Катарину.
Альдо желает корону.
Гоганы желают первородства Альдо.
Истинники, судя по всему, тоже.
Мэллит желает самого Альдо.
Матильда желает вернуть прошлое.
Луиза желает избавиться от постылого муженька и заполучить Алву.
Дорак желает выпилить всех ЛЧ.
Адгемар желает покончить с казаронской вольницей и утвердить единовластие.
Алва желает, чтоб ему не давали желать.

Из всех вышеназванных только Дик (с известной долей условности), Альдо, Адгемар, Мэллит, гоганы и Дорак желают вещей конкретных и достижимых.
Они и выступают акторами. Остальных течение событий тащит. Робер желает изменить свою жизнь к лучшему - но не настолько сильно, чтоб шевельнуть булками и податься на службу. Луиза желает Алву - но постоянно одергивает себя, не уставая повторять, как она стара и некрасива. Алва желает вообще того, что бессмысленно по определению.

Но при этом все персонажи, которые чего-то активно желают и претворяют свои желания в действие, меняют ситуацию к худшему.

Альдо и гоганы развязывают войну.
Истинники пробуждают нечисть.
Дик встревает в несколько неприятных приключений.
Адгемар организует мерзостное предательство.
Мэллит против воли подставляет свою семью под удар нечисти, пробужденной истинниками.
Дорак продалбывает подготовку к войне и интригу Штанцлера.

Словом, каждый персонаж ОЭ, вступая в конфликт как актор, делает себе и другим только хуже. И эта ситуация нисколько не меняется в последующих томах. Напротив, тенденция "персонаж, пожалавший что-то для себя, - плохиш" усиливается от тома к тому.

Если автор из раза в раз воспроизводит конфликтные ситуации с одним и тем же итогом: начал действовать - сделал хуже - то имеет смысл уже говорить об авторской идее, вложенной в произведение. По меньшей мере, об одной из идей.

Идея эта, на мой взгляд, такова: не смей ничего желать для себя. Сиди, не высовывайся, жди, пока Родина тебя призовет. Выскочки и непоседы делают только хуже. Они и сами по себе, как правило, плохие люди.

Неудивительно, что на просторах пост-совка эта идея встречает горячий отклик. Ради нее автору прощают даже слитые конфликты и невнятные перипетии.

@темы: ОЭ

URL
Комментарии
2012-11-02 в 19:50 

Matilda1
Теперь я поняла и осознала, что именно меня тихо раздражало- именно идея. Сначала раздражение было невнятным и почти незаметным (или я сама гасила его в надежде на развитие сюжета), но сейчас я даже читать не хочу очередную книгу, не говоря о покупке.
Наверное, смирюсь и прочитаю по принципу "должна же я точно знать что именно мне не нравится", но потом.

2012-11-02 в 23:03 

Ин-Йин
Я запрещаю тебе отрекаться от себя
Спасибо за очередной анализ. Ваши разборы полетов всегда читаю с удовольствием, они позволяют уяснить картинку до конца и осознать, что именно в ОЭ мне интуитивно все время кажется неправильным. Скажем, про "события" и "факты" и сама знаю, а к ОЭ не приложила))
Идея эта, на мой взгляд, такова: не смей ничего желать для себя. Сиди, не высовывайся, жди, пока Родина тебя призовет
похоже, что таки да, идея такова. И хотя я сама родом из "совка", эта идея меня пугает...
Будем думать ((

2012-11-03 в 13:46 

LynxCancer
Славим жизнь и сеем смерть
У меня осталось впечатление, что Камшу привлекают красивые жесты, сами по себе, сюжет пишется ради набора эффектных сцен, а о практических последствиях и предпосылках она просто не особо думает. А "всякое активное действие ведет к деструктиву" -- это не сознательная позиция, это получается само по себе, по второму закону термодинамики: если ситуацией не управлять, она будет сползать в сторону возрастания хаоса.

2012-11-03 в 18:56 

Ин-Йин
Я запрещаю тебе отрекаться от себя
LynxCancer,
У меня осталось впечатление, что Камшу привлекают красивые жесты, сами по себе, сюжет пишется ради набора эффектных сцен, а о практических последствиях и предпосылках она просто не особо думает
Да, видно ж, что все за-ради эффектной сцены)) неполиткорректное
В итоге - набор коротких забегов, каждый из которых, пожалуй, хорош, а в целом - :nope:

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Логово украинского железнобрюха

главная