12:39 

Дао драматургии в приложении к ОЭ, часть 2

Запасной аэродромчик
Scit quid perdit
А теперь зададимся вопросом - была ли книга обречена на это с самого начала или автор просто устал, а в принципе все могло бы быть лучше?

Давайте глянем на самую первую книгу цикла. Где у нас разрыв? Разрыв у нас там, где к жующему сопли и морковку Роберу подходит гоганский юноша и делает ему с Альдо предложение, от которого трудно отказаться.

Какого рода этот разрыв?

Мы уже знаем, что разрыв - несовпадение, причем резкое между тем, чего аудитория ожидает и тем, что происходит. Некоторые жанры - например, анекдот, хокку или эпиграмма - фактически полностью построены на этом разрыве. Но для эпического произведения самого разрыва недостаточно, он должен полечь ха собой развитие событий. И любой разрыв бывает двоякого рода: либо герой сам предпринимает нечто неожиданное, либо с героем это происходит.

В абсолютном большинстве историй герой предпринимает какое-то действие, но разрывом оказывается не само действие, а его результат, разительно отличный от того, чего герой добивался.

Товарищ Сухов идет домой (предпринимает действие). Вместо этого он оказывается в прибрежном городке с чужим гаремом на руках. Разрыв.
Жеглов и его бригада готовятся внедрить в банду "Черная кошка" опытного оперативника Васю Векшина (действие). Но Васю разоблачают и убивают на первом же разговоре с контактом из банды (разрыв).
Герда идет искать Кая (действие). Встреченная ею старушка-колдунья волшебством отнимает ее память и задерживает у себя дома (разрыв).

Я вспомнила три первых попавшихся истории, пришедших мне на ум. При желании вы вспомните еще сто три.

В чем различие между этими историями и затравкой ОЭ?

В том, что Робер ничего не предпринимает. Обедать его тащит Альдо. Гоганов он тоже интересует лишь постольку, поскольку состоит при Альдо. И лишь получив от Альдо дружеского пинка в зад, Робер начинает действовать.

То же можно сказать о Дике. В Лаик его привозят потому что так велел Дорак. Там он становится жертвой травли со стороны Арамоны. Затем он вроде бы совершает выбор - но актором этого выбора является Алва: именно он выкликает Дика в оруженосцы, юноше остается только решить, принять вызов или отказаться. В дальнейшем Дик опять-таки пассивен: он становится объектом покушений со стороны таинственных врагов и спасений со стороны Алвы, но сам по себе ничего не предпринимает. Пассивен и Робер: раз согласившись с ролью "Первого маршала Талигойи", он покорно следует дорогами Кагеты и есть "улыток".

Казалось бы, тут можно сказать: ну вот такие вот у нас размазни и тряпки два ключевых героя, авторский месседж прозрачен - а не будь размазней и тряпкой, действуй, не давай себя использовать.

Не тут-то было. У нас ведь есть еще и третий ключевой персонаж - Алва. Вот уж кто носитель активной жизненной позиции! Вот, кто совершает свои выборы сам и действует! Но всмотримся в него внимательней. Почему он выкликает Дика? Потому что ставит ему диагноз по внешнему виду и хочет его спасти от смерти. Но кто довел Дика до жизни такой, кто хочет его убить? Маршал не знает. И так и не узнает - узнает Робер, и то случайно. Далее, почему Алва едет на войну? Потому что Штанцлер и Придд спланировали дьявольскую интригу, и маршал принимает вызов. Вы уже поняли, да? При всей своей внешней активности, Алва точно так же ничего не предпринимает сам, как и Дик с Робером. И если не обращать внимания на окружающий его радужный ореол, он такой же пассивный персонаж. Более того, в дальнейшем его пассивность обозначается как принципиальная позиция: он верит в то, что проклят и отказывает себе в праве чего-либо желать.

Кто же у нас выступает актором на протяжении всей первой книги? Кто, находясь на периферии повествования, совершает активные действия, побуждающие персонажей на них реагировать? Антагонисты: Штанцлер, Адгемар, Дорак. Таким образом создается ситуация, которую на ТВ-тропах называют "злодей движет сюжет".

Это не страшно само по себе, в ряде жанров это даже обязательно - например, в детективе (а в первых книгах ОЭ силен детективный компонент). Но рано или поздно герой должен "перехватить мяч" у злодея и стать актором. Читатель ждет, ждет и ждет этого момента - а его нет, нет и нет. Почему это происходит, мы поговорим ниже, а сейчас остановимся на еще одной существенной характеристике разрыва. Итак, разрыв может произойти как вследствие действий героя, так и вследствие случайных обстоятельств/козней антагониста, это первая характеристика. А вторая?

Вторая - это к лучшему или к худшему изменяет разрыв судьбу героя.

У сестрицы Аленушки братец Иванушка превращается в козленка - разрыв вызывает перемены к худшему.
К Золушке приходит фея-крестная и организует ей поездку на бал - разрыв вызывает перемены к лучшему.

Робер, ведущий полуголодное существование, получает гору денег и влюбляется в красивую девушку. Перемены к лучшему.
Ричард, лаикская "золушка", становится оруженосцем Самого Крутого Человека в Королевстве. Перемены к лучшему.
Несколько однообразно, нэ?
Чтобы разбавить это однообразие, Камша нуждается в еще одном персонаже, в жизни которого разрыв вызовет перемены к худшему. Кто этот персонаж?
Правильно, Луиза. Она теряет мужа, да не просто теряет - он превращается в натуральную нечистую силу и начинает преследовать семью.
Но вот незадача: отыграв эту функцию, Луиза становится автору не нужна, и при том надолго. В принципе можно было бы обойтись и без нее - если бы организовать Дику и Роберу не одинаковый вектор перемены судьбы. Но автор не может этого сделать, почему поговорим дальше.

@темы: ОЭ

URL
Комментарии
2012-11-02 в 13:52 

Draccy
"Я приду целоваться в 8 часов. Если я опоздаю - начинай без меня!" (с: из переводов Феи Флаббергасты)
Но рано или поздно герой должен "перехватить мяч" у злодея и стать актором. Читатель ждет, ждет и ждет этого момента - а его нет, нет и нет.
Да, точно. Отсюда, я полагаю, все эти ожидания читателей, чтобы Ричард повзрослел. Они не взрослости Ричарда ждали, на самом деле, - Ричард был чудо как хорош такой, какой есть, - а чтобы он перехвалил уже наконец мяч, начал сам двигать свой сюжет. Если для Робера такая вечная пассивность была еще в характере, то для Ричарда она совсем не подходила, по-моему.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Логово украинского железнобрюха

главная