00:28 

Итак, дао драматургии в приложении к ОЭ, часть 1

Запасной аэродромчик
Scit quid perdit
Ознакомившись с ознакомительным фрагментом ОЭ, выложенным для ознакомления в сеть, я поняла, что книгу мне читать не хочется. Одиннадцать электронных страниц - и ни одного события? Это наводит на мысль, что и остальные страницы столь же унылы. В первую очередь - унылы, а потом уже кровавы, омерзительны, жутки и все остальное. Тоска зеленая.

Позвольте, могут мне возразить на это, как же там нет событий? Луиза встретилась с Савиньяком и показала ему Селину с Рожей, Арлетта отправилась в особняк Алвы и там надыбала очередные тайны, Робер узнал, что какая-то НЁХ не пускает людей из Столицы и обнаружил, что на него НЁХ не действует... Это разве не события?

Неа. Не события. Это факты.

Событие должно ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ ПЕРСОНАЖА. Радикально. Не на уровне "вчера у меня было пять печенек, а сегодня уже шесть печенек". А хотя бы на уровне "вчера у меня было пять печенек, а сегодня ни одной, ГДЕ МОИ ПЕЧЕНЬКИ, ГАДЫ?!!"

Вы чувствуете, насколько вторая ситуация эмоционально заряженней первой? То-то же.

С давних времен люди задавались вопросом: что создает хорошую историю? Персонажи? Сюжет? Фабула? Авторский язык?

Нет нет и нет. Историю создает РАЗРЫВ. Каждая хорошая история начинается с РАЗРЫВА между ожидаемым и случившимся.

Ваня вернулся с работы, достал ключ, открыл дверь, вошел в квартиру, включил свет, поужинал, посмотрел телевизор, сходил в туалет, принял душ (ну или не принял, если он неряха) и лег спать. Это история? Нет. Это тупое перечисление фактов из Ваниной жизни. Оно ничего не говорит нам о Ване, оно ничего не говорит нам о НАС (что еще важнее), оно уныло.

Ваня вернулся с работы, достал ключ и НЕ СМОГ открыть дверь.
Хопа! Разрыв между ожидаемым и действительным.
Он сразу же влечет за собой загадку. Дверь просто заклинило? Ванина жена поменяла замки и собирается с Ваней разводиться? В квартиру вломился вор и заклинил замок, чтобы его не потревожили? Ваня напился и просто пришел не в тот дом, а в соседний, идентичный?
Появилась необходимость совершить личностный выбор. Ваня будет матюкаться и сломает в замке ключ? Или станет терпеливо ковырять замок? Вызовет слесаря? Постучится к соседу и полезет через балкон? Одолжит домкрат и выломает дверь?
Этот выбор неизбежно охарактеризует нам Ваню. В первом случае Ваня вспыльчив и не очень умен, во втором - терпелив и робок, в третьем - расчетлив и сообразителен, в пятом - отважен, но глуповат... и так далее.

Разрыв создал нам интригу, выбор и характер.

Разрыв первичен.

Ознакомительный фрагмент "Полночи" уныл, потому что в нем нет разрыва: Луиза едет,чтобы встретиться с Савиньяком - и встречается. Арлетта ищет средства - и находит. И даже пиздец приходит как по расписанию. И никакая зеленая муть, и никакая кровишша не изменят общий градус унылости. Есть разрыв между ожидаемым и случившимся - есть история. Нет разрыва - звыняйте, бананив нэма.

Тут я скажу неприятную для Камши вещь. Эта штука, насчет разрыва - это азы драматургии, известные со времен Аристотеля. Но их необязательно знать. Талантливый писатель или просто рассказчик отличается от гладкописца тем, что он такие вещи ЧУВСТВУЕТ. Каждый из нас знает человека, который способен об утренней поездке на общественном транспорте рассказать так, что люди слушают с открытым ртом. Он не учился на курсах сценарного мастерства, он просто чувствует: история начинается там, где происходит то, чего люди не ожидали, а ожидали совсем другого. Оксана Панкеева нигде не училась, первая книга ее цикла "Хроники странного королевства" много хуже первой книги ОЭ. Практически вся она состоит из довольно унылого погружения главной героини в новую среду.

Но Панкеева талантлива. Она чувствует, что ее рассказу чего-то не хватает - и добавляет к нему вторую сюжетную линию: Кантор и Саэта охотятся за ведьмой Араной. Эта линия вытягивает всю первую книгу, без нее история расползается на несколько эпизодов, плохо между собой связанных.

Если у писателя "чутья на разрыв" нет, его компенсирует знание. Но чутье можно утратить - например, от элементарной усталости. Все-таки десять томов, не хухры-мухры. Писатель, у которого знание есть, справится и вытянет историю. Писатель, который горделиво отказывается от знания, обречен тупо нанизывать эпизод на эпизод, не создав ни одного события.

@темы: ОЭ

URL
Комментарии
2012-11-02 в 09:18 

Windhose
О! Как все интересно и как просто! :)

Спасибо :hi2:.

И как мне оказалась в тему :), а ссылку можно будет дать?

2012-11-02 в 09:18 

virago
вирок остаточний і набирає силу після нескінченного оскарження
не знаю про драматургию, но я тупо не смогла прочесть дальше 5й страницы; потому что какой-то враг народа расставил в тексте почти все точки в произвольных местах, куски фраз внешне слеплены в предложения как попало; читать дальше

2012-11-02 в 09:22 

Moraine
Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Спасибо.
Да, до конца книги там, пожалуй, не будет ни одного разрыва.

2012-11-02 в 10:11 

Чи Лан
"Не обязательно знать дорогу, достаточно уметь ее находить".
Всё это очень интересно и познавательно, но простите мне мою неосведомлённость: что такое ОЭ?

2012-11-02 в 10:22 

Draccy
"Я приду целоваться в 8 часов. Если я опоздаю - начинай без меня!" (с: из переводов Феи Флаббергасты)
Запасной аэродромчик, Спасибо!
Да, все так и есть. Там именно что унылое нанизывание ожидаемых эпизодов один на другой. И это и в предыдущей книге так же было.

virago, но я тупо не смогла прочесть дальше 5й страницы; потому что какой-то враг народа расставил в тексте почти все точки в произвольных местах, куски фраз внешне слеплены в предложения как попало;
Вот-вот. :D Я тоже просто не могу читать этот текст. Там что-то с языком. Я не могу определить что именно, но он корявый совершенно. И опять-таки это началось после ШС, раньше все-таки было не так, а сейчас Камша совсем нечитабельна.

2012-11-02 в 10:55 

Чи Лан
"Не обязательно знать дорогу, достаточно уметь ее находить".
Уже не надо. Нашла через поиск. Не смогла я читать эту вашу Камшу.

2012-11-02 в 10:59 

Запасной аэродромчик
Scit quid perdit
Чи Лан, цикл романов "Отблески Этерны"

URL
2012-11-02 в 11:10 

Чи Лан
"Не обязательно знать дорогу, достаточно уметь ее находить".
Запасной аэродромчик, Спасибо. Я ознакомилась с отрывками. Не смогла читать. Не заинтересовало. Скучно стало сразу. Не люблю вещи, в которые нужно втягивать себя насильно всю первую половину книги.

2012-11-02 в 13:57 

Kinn
virago, Логос не обманешь.

2012-11-02 в 15:06 

Siore
это прекрасно, ящетаю :)
Спасибо! :)
Книга действительно крайне уныла, даже ради поиска лулзов читать тяжело.

2012-11-02 в 15:32 

Bacca.
Рано или поздно, так или иначе
спасибо, очень интересно. А эта метода разрыва относится и к картинкам?
не будет ни одного разрыва
у меня на эту фразу уже почти профессиональный ржач))))) как-то инет обошла хохма об конфликте провайдера и клиента, у которого раньше в работе линии «не было ни одного разрыва.»

2012-11-02 в 16:47 

LynxCancer
Славим жизнь и сеем смерть
персонаж "удовлетворился травкой" (а не пошел по траве)

Пропаганда наркотиков?

2012-11-02 в 18:24 

Запасной аэродромчик
Scit quid perdit
Или весьма нетрадиционного секса :)

URL
2012-11-03 в 23:09 

Estell Greydaw
Эстель Грэйдо
призадумалась насчёт себя - и поняла, что у меня далеко не так всё плохо...

2012-11-07 в 13:31 

Stella Lontana
Тоска по совершенству? Ну-ну! (с) Ундервуд
Действительно, как просто! А разрыв в "Войне и мире", например, можете указать?
Не знаю, на мой взгляд, основная проблема Веры Камши в том, что она начала писать книгу одного жанра, а закончила - совсем другого. В результате ни любителям первого, ни любителям второго вся эпопея в целом не нравится, а мощный эффект обманутого ожидания мешает ненравящуюся книгу просто закрыть и забыть :nope:
Попытки вывести единый, причем простой закон, на котором держится вся хорошая литература со времен Аристотеля, выглядят... хм, ну, несколько претенциозно, знаете ли.

2012-11-07 в 14:43 

Запасной аэродромчик
Scit quid perdit
Как и во всяком большом романе, в ВиМ несколько больших разрывов и куча маленьких. Например, высланный из столицы Пьер становится богатым наследником - большой разрыв, определяющий дальнейшую судьбу Пьера. Ростов, раненый, вместо того чтоб героически умереть, бежит от французов, а потом рассказывает о своем героизме - разрыв маленький, важный только для характера отдельного персонажа. Представления князя Андрея о героике наталкиваются на капитана Тушина - разрыв маленький. И т д.

Не знаю, на мой взгляд, основная проблема Веры Камши в том, что она начала писать книгу одного жанра, а закончила - совсем другого.

Да если бы закончила.

URL
2013-08-17 в 08:07 

Laora
Милосердие выше справедливости (с)
Вот и Макки про разрыв пишет, там, кажется, был пример с неожиданным ответом по телефону на просьбу одолжить денег. Когда разрыв происходит, "жизнь сразу становится интереснее".
То, чего герой не мог ожидать!
Спасибо за то, что так доступно объяснили, про печеньки и Васю - куда нагляднее, чем у Макки.
Читаю у вас про Камшу - и персонажи предстают совсем в другом свете. Наконец ясно, что же в них во всех смущало... И почему таким ярким поначалу казался Ричард.
ТВ-тропы - просто нечто.
Спасибо!

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Логово украинского железнобрюха

главная